Довоенные годы. Михаил Болтянский родился в Феодосии в 1917 году в большой бедной семье. Помимо него у матери было три дочери. В 1933 году время было тяжелое, и подросток Миша вместе с другими мальчишками убежал из дома в Керчь. Там он получил работу токарем на заводе. В 1935 году, заработав денег, он вернулся в Феодосию, где поступил на службу на секретный завод в поселке Двухякорное (Орджоникидзе). На этом заводе испытывали торпеды. Оттуда в 1937 году он ушел в армию. Армейские лагеря располагались в Восточной Сибири на реке Ангара. За лето окончил полковую школу и стал командиром отделения. Вскоре вернулся в Крым.
Первые бои. Так в 1938 году прадед в товарном вагоне отправился на Дальний Восток. Добирался целый месяц. Сразу по приезду весь прибывший полк бросили на озеро Хасан, где японцы ворвались на русскую территорию. Когда они туда прибыли, у них не было ни одного автомата. Вооружение было плохое – только винтовки да трехлинейки. Был бой, в отделении погибло три человека. В итоге Япония попросила перемирия. Когда подходил срок окончания службы, вышел приказ о продлении службы младшим командирам до трех лет. Михаил Дмитриевич поступил в пехотное училище, где в 1939 году стал кадровым офицером. Первый бой с немцами у прадеда случился по дороге в Ленинград, когда противник рвался к Ярославлю. Бой был горячий с орудийной и минометной перестрелкой.
У Михаила Дмитриевича было два тяжелых ранения: одно в ногу (перебита кость), а другое в голову. После обоих ранений он долго восстанавливался, но потом продолжал воевать. В 1942 году его направили в Верхний Уфалей, где формировалась рота,которую позднее отправили под Харьков. Михаил Дмитриевич тогда был командиром роты. У него была головная походная застава, то есть он с ротой шел впереди и в случае чего должен был принять бой. Полком идти было нельзя. И вот по пути их встретили регулировщики, которым мы обязаны подчиняться. Они остановили, не пустили по курсу. Михаил Дмитриевич почувствовал неладное и передал комбату, тот прибыл на место. Начали проверять документы. Оказалось, это были диверсанты, которые хотели направить полк на ложный путь. Действия Михаила Дмитриевича спасли многим жизни…
Вся жизнь полковника Болтянского, была связана с Дальним Востоком. Перед окончанием войны, его снова направили на Дальний Восток, где он остался до 1972 года. Он служил на Камчатке, на Курилах, а последние 15 лет военной карьеры на острове Русском, там располагалась часть морской пехоты. Он всю жизнь жил под девизом «За спину я не прятался, воевал». Ему как-то задали вопрос: «Товарищ полковник, вот вы прошли всю войну, а сколько немцев вы убили в своей жизни?». На такой вопрос он только улыбнуться и ответил: «Я скажу вам следующее. У меня, как у командира, не была цель убивать немцев. Я должен был руководить боем, чтоб выполнить приказ, чтоб разгромить противника, чтоб как можно меньше жертв было. Кто должен руководить боем, кто операцию должен создавать, разыгрывать? Командир – это руководитель в первую очередь. Что бойцы будут делать без командира, кто будет их направлять, обучать?»
В 2019 году на 102 году жизни прадеда не стало...